БОГИ ХРАМА ВСЕХ БОГОВ
Цернуннос
В Священном Центре, Роще всех Миров, он сидит в основании древнего Дуба, скрестив ноги. В состоянии транса, у входа, соединяя три мира: Земля, Море и Небо и миры за этими мирами, Бог и Мировое Древо есть Одно, он огромен, простираясь в глубокое небо и бесконечный космос. Его массивный ствол, хребет Среднего Мира есть сердце Древнего Леса, вокруг которого вся Жизнь, вращающая все Миры. Его безграничная сеть корней глубоко проникает в секреты земли и Подземного Мира. Над ним свершают извечное коловращение Солнце, Луна и Звёзды. Всё вокруг него лишь нежное падение листьев в мелодичном, поющем воздухе. Всюду пульсирующая и мерцающая Зелень, купающаяся в золоте искрящегося тумана. Мягкий мох покрывает чёрную, сырую, бездонную почву. У его ног большой Котёл, который рождает Пять Потоков Рек. Сквозь молчащий и неподвижный лес, они идут, шепча крыльям и тайной скользя, шелестом листьев, тихим шагом Первопредков, Старейшие Животные собираются вокруг Него: Ворон, Хранитель Врат; Олень Семи Рогов, Хранитель Времени; Древняя Сова, Старуха Ночи; Орёл, Владыка Воздуха, Око Солнца; и Лосось, Старейший из Них, Мудрейший из Мудрых. Он приветствует и благословляет их, и они чтят Его, Цернунноса, чья кожа цвета лесного ореха, чьи вьющиеся волосы прекрасно блестят. Бог, чьи глаза - отблеск огня звёзд, плоть его - вместилище древних вод, он хранитель Тайны, изначальной и первобытной. Он носит корону рогов, сплетённых с плющом, возжигающим зелёный пожар. В правой руке Торг из золота, символ благородства и священного обязательства. В левой руке его Рогатая Змея - символ сексуальной сакральной власти над Богиней. Цернуннос в Своём Древнем Лесу, в Священном Храме, Святой Роще, Цернуннос и Его Дети - грёзы Миров.
Цернуннос, как Рогатый Бог, Владыка Животных изображается подобно человеку или получеловеку с оленьей головой. Хотя он и похож на человека, но его энергия и действия не являются человеческими. Он защитник животных, выражение закона охоты и урожая. Также он - тёмное бессознательное, природные животные инстинкты, Цернуннос - любое дерево или весь лес, Бог растительности в своём аспекте Зелёного Человека, Страже Зелёного Мира. Его рога символизируют верхушки деревьев леса и звериную натуру. Его мудрость в том, что старое должно умереть, чтобы уступить дорогу новому - Жертвенная Охота. В аспекте Подземного мира Цернуннос - Тёмный Человек, Бог, который живёт в доме под Холмом. Он тот, кто успокаивает и поёт мёртвым песни. Цернуннос глава Дикой Охоты.
Пан, Сатир греков - иной аспект Рогатого Бога. Пан - гордое празднование мощи высвобождения мужской эротической энергии в её чистой форме. Он часто изображается игривым и хитрым, но он также выражает тёмную, опасную сторону Природы. Паника и ужас, часто связанные с Паном, не связаны с человеческим насилием, а с Жизнью и Смертью естественного мира. В этой ипостаси его имя "Всепожирающий". Однако, Пан как Защитник дикой природы и как Бог, склонный к припадкам безумия и насилия, может вызвать подобное у тех, кто угрожает его владениям.
Весной и летом Цернуннос - Зелёный Человек, светлая половина года и как Тёмный, Тёмный Бог осенью и зимой. Он появляется весной как молодой Сын, дитя Богини, воплощение надежд, растущий, зелёный мир. Летом он Зелёный человек - яркая, пульсирующая сущность жизни, супруг Богини. Осенью он - Рогатый Бог, тот, которым пожертвуют. Он начинает своё нисхождение в Подземный мир, возвращаясь к Земле, от которой был рождён, и семена света от распавшегося тела родят новое Солнце.
Поминая Цернунноса, нельзя не вспомнить Дану (Ану, Донну), Мать Всё породившую. Подобной ей Цернуннос - Изначалие или Сила, которая существовала до времён и приходи Светлых Богов. Вместе они - Первомать и Первоотец. Безграничная и неизбывная его энергия проявляется в её форму в каждом аспекте жизни. Как Бог Танца он присутствует в миллиардах бесконечно малых движений, которые составляют хаотический Танец Жизни, Танец Создания и Разрушения.
Глаза раскосые и лучистые
Льются зелёным сумраком
По мхам мягким испуганным
Постель солнца искристого
Тропы неведомые сокрытые
Ведут рощами тайными
Прямо к пропавшей юности
Криками филина льдистыми
Зовёт ветрами быстрыми
Войти в молодость леса
Коснуться рогов руками
Юности мира древнего
Бога великого нестареющего
Свыше самых высоких сосен
Самых тёмных елей краше
Увидеть в зелёном обличье
Сквозь дали юности чистой
Травы на рогах узорами
Глаза в зелёным сумраке
С мощью природной вечности
БОГИ ИЗ ПЛЕМЕНИ ДАНУ
Луг Длиннорукий / Lugh Lamh-fada
Бог света, отец Кухулина. Его всегда изображают молодым красивым воином. В жилах Луга течет кровь фоморов, он внук одноглазого ирландского бога Балора, вождя фоморов, которые боролись с Племенами богини Дану за власть над Ирландией; по описаниям, у них была только одна рука, одна нога и один глаз. Матерью Луга считалась Этлинн, единственная дочь Балора. Отец заточил Этлинн в хрустальную башню на острове Тори у северо-западного побережья Ирландии, чтобы она не могла родить ему внука, который, по предсказанию, должен был убить деда. Но Киан, сын бога врачевания Диан Кехта, сумел проникнуть к Этлинн, и она родила Луга. Бог моря Мананнан сын Лера или, по другим источникам, бог-кузнец Гоибниу, брат Киана, спас Луга от ярости Балора и взял на воспитание.
Дагда Хороший / Dagda the Good
Король “Племени Дану” и отец многих из Богов. “Хорошим” назван за разнообразие его навыков. Обладает котлом изобилия, способным накормить неограниченное количество людей. Дагда обычно изображают в виде великана с громадной палицей, которую приходилось везти на повозке. Одним концом своего оружия он разил врагов, а другим возрождал к жизни мертвых. Живет Дагда на холме Бруиг, а его женой является река Войн.
Дагда может управлять грозой, молнией, градом, дождями... Иногда его называют "Эохаид, отец всех", что свидетельствует о глубоком уважении, которое выказывают кельты к этому богу. Дагда считают мудрым, всеведущим чародеем и великим воином. Он требует беспрекословного подчинения и поражает любого, кто осмеливается ему перечить.
Когда-то накануне второй битвы при Мойтуре, во время новогоднего перемирия, Дагда посетил неприятельский лагерь фоморов, где для него приготовили кашу из молока, муки, сала, свинины и козлятины, которой хватило бы для пятидесяти человек. Под страхом смерти фоморы приказали Дагда все это съесть, что он и исполнил с помощью огромного черпака. Испытание временно превратило Дагда в толстяка, но не помешало ему заняться любовью с фоморской ведуньей, пообещавшей в знак благодарности обратить свою магию на пользу Племен богини Дану.
Нуада Серебряная Рука / Nuada Argat-lamh
Бог предводитель Племен богини Дану (богов Туатха Де Данаан).
В первой битве при Мойтуре (Маг Туиред) потерял руку, несмотря на то, что у него был волшебный меч, от которого никто не мог спастись. Поскольку человек с физическим изъяном не мог быть королем богов Туатха Де Данаан, Нуада был вынужден отречься от трона и уступить его Бресу. Впоследствии бог врачеватель Диан Кехт сделал ему серебряную руку, так что Нуада получил прозвище Аргатлам, что означает "Серебряная Рука". После этого жадный и подлый Брес был свергнут с трона, и Нуада вновь стал королем Туатха Де Данаан.
В войне, вспыхнувшей вслед за этим, Нуада, опасавшийся Балора в связи с предсказанием гибели от его мертвящего глаза, передал свою власть Лугу.
Но во время второй битвы при Мойтуре смертоносный взгляд Балора погубил Нуаду и его жену Немаин до того, как бог солнца Луг успел поразить великана из пращи.
Морриган / Morrigan
Богиня войны и смерти на поле боя, которая помогает Племенам богини Дану. Ее имя переводят как "Великая Королева " или "Королева Призраков", что полностью соответствует ее природе. Сама богиня Морриган участия в битвах не принимает, но непременно присутствует на поле боя и использует все свое могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Кроме того, Морриган в легендах приписывается дар пророчества и способность изрекать всевозможные заклинания.
Роль Морриган в кельтской мифологии очень похожа на роль валькирий в скандинаво-германской космологии. И Морриган , и валькирии используют магию для того, чтобы наложить оковы на воинов и выбрать того, кто из них погибнет.
Морриган также ассоциируется с сексуальным началом и плодовитостью; последний аспект позволяет отождествлять ее с матерью богиней.
Ее сексуальность подчеркнута в легенде о Кухулине, когда она пытается соблазнить героя, но тот отвергает её, отчего в ее сердце вспыхивает ревнивая ненависть к Кухулину.
Любимое обличье Морриган в магических превращениях - ворона.
Именно в таком виде она уселась на плечо героя Кухулина, после чего тот пал в бою, сражаясь против армии королевы Медб, ведь в свое время Кухулин не только отказал Морриган в любви, но в гневе даже нанес ей рану. Это и решило его судьбу.
Тройственная Богиня Войны, также “Верховная Владычица”. Могущественная богиня. Морриган выбирает, кто умрет в битве. Для Кельтов это означает, что она выбирает, кто пройдет в “Другой Мир”. Одно из ее самых ужасных предзнаменований – “стирающая на броде”, дева, которая, появляясь, выжимает кровь из одежды того героя, которому суждено умереть в этот день. Её сестер зовут Бадб, что означает “Безумие”, и Немэйн, “Пожирающая Мертвых”.
Бадб / Babd
Богиня войны, смерти и сражений. Считается, что появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывает неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависит исход сражений.
В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Немаин превратились в баньши — дух, стоны которого предвещали смерть, в том числе и тем, кто не участвовал в битве.
Немэйн / Nemhain
Немэйн ("ужасная", "злобная") - богиня войны. Вместе с Бадб, Морриган и Махой она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы.
Немэйн являлась возле бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу. Так Кухулин накануне своей последней битвы видел, как прачка, плача и причитая, полоскала ворох его собственного окровавленного белья. По некоторым сведениям
Немэйн была женой Нуаду, предводителя Племен богини Дану.
Бригид / Brigid
Тройственная богиня Огня, Поэзии и Кузнечного Дела. В её честь поддерживают ярко горящий вечный огонь, а в домах над очагом висят “Кресты Бригитты” - сплетённые из соломы кресты с тремя или четырьмя "завершиями" в виде рук. Также её благословение требуется в кузнечном деле, и других работах с участием огня. Она - также божество продолжения рода, поскольку помогает в рождении животных и людей. Ей посвящён праздник Имблок, и народ часто оставляет лоскутки ткани за входной дверью, дабы она дотронулась и благословила их во время своего ночного путешествия.
Бригид перешла в христианство, как Святая Бригитта.
Диан Кехт / Diancecht
Бог врачевания. Часто изображается с огромной пиявкой или змеёй в руках. Диан Кехт излечивает любого раненого племени Дану, если только у него не отрублена голова, не поврежден мозг и не сломан позвоночник. Его имя буквально переводится, как Dia – “Бог” и Cecht- “Плуга”. Он создал магический колодец, который мог оживить любого, кто был в него брошен, потому Фоморы заполнили его камнями. Его дети также великие целители; Миах, его сын превзошёл отца в хирургии (из-за этого Дианкехт и убил его) и его дочь Эйрмуд - прекрасный травник.
Мананнан мак Лир / Manannan mac Lir
Бог Моря и мастер магии. С его именем связанов название острова Мэн. В Его царстве море заполнено многими магическими островами, которые населяют жители кельтского “Другого Мира”. Море является Небом для Него. Таким Образом, в Его ответственности находится не только море, но и проходы в “Другой Мир”, охранником которых он является. Его зовут также “Властелин Туманов”, “Властелин Земли Женщин”, “Властелин Земель под Волнами”.
Мананнан - владыка острова Блаженных, там живет он в замке Эмхайн ("яблоневые деревья"). Бытует мнение, что его владения находятся у западного побережья Ирландии, где-то в Атлантическом океане. Жена Мананнана сына Лера - известная своей красотой Фанд, которая влюбилась когда-то в ольстерского героя Кухулина, но все же осталась с мужем: Мананнан взмахнул между ней и Кухулином волшебным плащом, чтобы влюбленные уже никогда не могли встретиться. Мананнан благороден, хорош собой и умеет изменять свой облик, а его колесница одинаково легко несётся как по волнам, так и по суше. Кроме того, у бога есть самоходная лодка. Он является отцом множества детей от богинь и земных женщин, а один из его смертных сыновей, Монган, унаследовавший сверхъестественные способности отца, со временем станет великим королем и могучим воином.
Аонгус
Бог любви, сын отца богов и покровителя друидов Дагда и богини воды Боанд. Над головой красавца Аонгуса всегда порхают четыре птички, символы поцелуев.
Птицы часто фигурируют в описаниях его ухаживаний за Каэр, девушкой-лебедем божественного происхождения, родом из Коннахта. Ее отец, Этал из Племен богини Дану, противился браку, пока отец Аонгуса, Дагда, не захватил его в плен. Было решено, что Аонгус женится на Каэр, если узнает ее среди стаи лебедей и если она согласится выйти за него замуж. На празднике Самайн юноша увидел Каэр, плывущую по озеру в сопровождении ста пятидесяти белоснежных птиц. Он сразу узнал ее, и девушка стала его женой.
Гоибниу
Бог-кузнец, принадлежит к Племенам богини Дану, всего тремя ударами молота может выковать прекрасный меч. Именно Гоибниу изготовил богам оружие, с помощью которого они одержали решительную победу над демонами-фоморами во второй битве при Мойтуре, а также волшебный напиток, который поддерживал их силы в сражении.
Наряду с Дагда считается владельцем неистощимого магического котла и хозяином пиршественного зала в подземном мире. Вместе с братьями, богом-плотником Лухтой и бронзовых дел мастером Кредне, он составляет триаду кельтских богов ремесла. Они с изумительной быстротой чинят оружие богам Племен богини Дану прямо на поле боя.
Огма
Солнечноликий бог красноречия, сын бога знаний Дагда. Огма изображают в виде старца, облаченного в звериную шкуру и вооруженного палицей. Уши стоявших рядом с богом людей соединяются тонкими цепочками с его языком.
Огма - представитель племени богини Дану. Этого бога называют солнечноликим, его огромная физическая сила сочетается с даром провидца и некоторыми магическими способностями.
Бог Огма изобрёл систему огамического письма кельтов и пиктов, представляющую собой ряд вертикальных или наклонных линий, пересекающих горизонтальную основную линию. Огамические надписи высекают на камнях, скалах, вырезают на металлических, костяных и деревянных изделиях.
Выдающийся поэт Огма, как и все кельтские боги, великий воин и отвечает за препровождение людей племени Дану в потусторонний мир. В это смысле функции Огмы довольно приятны, так как потусторонний мир кельтов представляет собой уютное и спокойное место отдыха души перед ее следующим возрождением.
Огма женат на Етайн, дочери бога-врачевателя Диан Кехта. Во второй и последней битве при Мойтуре Огма убил Индеха, сына фоморской богини Домну, царя фоморов, демонических существ, вызвавших на бой молодых богов из Племен богини Дану. В кровопролитном сражении, в котором победа досталась Племенам богини Дану, Огма добыл волшебный меч, который мог рассказать обо всех подвигах, совершенных с его помощью.