Расы Британии
1) Аборигены / Иберийцы
Этнологическое название: иберийцы, средиземноморцы, берберы, баски, силурийцы и эскарийская раса.
Внешние отличия: невысокий рост, коренастые, темноволосые, темноглазые, имеют удлиненный череп.
Основное занятие: земледелие.
Язык: говорят на языках хамитской группы.
География поселения: преобладают во многих регионах Британии и Ирландии.
2) Кельты
Внешние отличия: высокие, стройные, светловолосые, серо- или голубоглазые люди с широким черепом.
Основное занятие: ремесла, животноводство, земледелие.
Стояли на более высокой ступени культурного развития, чем иберийцы. Благодаря им на Британских островах появились бронза и серебро, а также некоторые виды домашних животных.
Гойделы (гэлы) и бритонцы (бритты)
Существовал конфликт между двумя главными ветвями кельтов, которые появились на Британских островах в разное время: гойделы (гэлы) и бритонцы (бритты).
География поселения: .................
Северная Британия:
Пикты
Внешность: более длинные руки и ярко-рыжие волосы
Внутренние районы Британии:
заметно выше ростом, чем гэльские колонисты на побережье, имели русые волосы и отличались не столь плотным телосложением.
По свидетельству Юлия Цезаря, вся Галлия была разделена на три части:
1) Бритты. Населяли земли к югу от Твида
2) Иберийцы. Обитали в большей или меньшей степени по всей территории.
3) Гэлы. Заняли большую часть Ирландии, а также остров Мэн, Камберленд, Вест-Хайленд, Корнуолл, Девон и Северный Уэльс.
Все эти народы отличались друг от друга по языку, обычаям и законам.
Бритты
Быт и общественный строй
Цивилизацию жителей Британских островов до вторжения Рима можно сравнить с цивилизацией греков в том виде, как она описана у Гомера. Оба народа находились на стадии родоплеменного скотоводческого общества, в котором крупнейшими владельцами стад скота являлись вожди кланов, объединявшие вокруг себя наиболее состоятельных соплеменников. Оба носили примерно одинаковые одежды, пользовались практически одинаковым оружием и применяли сходную военную тактику, сражаясь на боевых колесницах, которых даже в Ирландии к I веку н. э. уже практически вышли из употребления. Битвы распадались на множество поединков между вождями и их плохо вооруженными дружинами, мало влиявшими как на исход сражения, так и на ход истории. Такие вожди, как правило, претендовали на божественное происхождение, почитаясь потомками сынов богов или даже самих бессмертных. Их грозные битвы воспевали барды, которые, как и поэты гомеровского круга, были людьми весьма привилегированными, подчинявшимися только предводителям войск. Одежда жителей Британских островов, состоявшая, по свидетельству римских авторов, из рубахи с рукавами, штанов, доходящих до лодыжек, и своеобразной накидки или короткого плаща, скрепленного на плечах застежкой, была сшита из плотного войлока или шерстяных тканей, окрашенных в яркие и пестрые цвета. Мужчины носили еще и особые шапки из мягкого фетра, а женщины оставляли голову непокрытой, собирая волосы в пышный узел на шее чуть ниже затылка.
Боевой порядок
В бой мужчины шли с непокрытой головой, зачесывая волосы на лоб и выкрашивая их в густо-красный цвет с помощью особой смеси, состоявшей из гусиного жира и золы букового дерева. И женщины, и мужчины очень любили украшения, с удовольствием нося массивные золотые браслеты, кольца, шпильки, булавки и броши, украшенные янтарем, стеклом и гагатом (черным янтарем). Их оружие - всевозможные ножи, кинжалы, наконечники дротиков и копий, боевые топоры и мечи были сделаны из бронзы и железа, а щиты представляли собой круглые «мишени». Кроме того, они применяли и своеобразное лассо, на конце которого был закреплен небольшой округлый камень. Боевые колесницы делались из прутьев, а на деревянных колесах крепились бронзовые боевые серпы. На колеснице, в которую запрягались пара или четверка коней, могли разместиться несколько воинов. Гоня коней, они на полном ходу врезались в ряды противника, поражая его дротиками и длинными боевыми косами. Римляне были изумлены искусством колесничих, которые, по словам самого Цезаря, «могли на полном скаку остановить коней на крутом склоне и мгновенно развернуть колесницу, пробежать по дышлу, вскочить на хомут не теряя ни мгновения, вернуться в колесницу».
Жилища
Бритты жили в деревнях, хижины в которых, напоминающие пчелиный улей, были крыты папоротником или камышом. При приближении врага жители спешили укрыться в местном дуне (примитивное земляное укрытие). Остатки таких земляных укреплений сохранились до наших дней во многих графствах Англии. Наибольшей известностью среди них пользуются «замки» в Эймсбери, Эйвбери и Олд Сарум в Уилтшире, холм святой Екатерины возле Винчестера и холм святого Георгия в графстве Суррей.
Нравы и обычаи
Нравы и обычаи кельтов отличались первобытной простотой. Все земли (хотя теоретически их верховным владельцем считался вождь клана) обрабатывались сообща. Родство и право наследования определялись не по отцовской, а по материнской линии. Наследование по отцовской линии еще более ослаблялось обычаем отправлять детей на воспитание подальше от семейства, в котором они появились на свет, вследствие чего они получали приемных родителей, к которым нередко привязывались куда сильнее, чем к настоящим. Не менее примитивным был и политический статус кельтского общества, находивший отражение в семейной жизни. Какого-то централизованного суда у кельтов не существовало. Споры обычно улаживались внутри семей, в которых они возникли, а в случае более серьезных преступлений потерпевшая сторона имела право убить обидчика или нанести ему такие же телесные увечья. По мере роста и расширения семей они превращались в обширные кланы, нередко враждовавшие друг с другом. Побежденный клан был обязан признать верховную власть вождя победителей, и несколько таких побед над соседями делали его правителем целого округа. Но даже в тех случаях, когда решения вождя имели силу закона, он сам был всего лишь выразителем общественного мнения.